Слева икона в древнерусском стиле, из Поволжья. Приверженцы традиционного стиля писали темновидные лики с яркими белильными линиями и жесткой обрисовкой всех черт. Справа икона кисти Симона Ушакова, придворного иконописца царя Алексея Михайловича из «Оружейной палаты». Главным отличием нового стиля стало жизненное подобие иконных изображений.
Этим противопоставлением художественных стилей открывалась выставка, приуроченная к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. На мой взгляд, очень интересный прием, чтобы визуально продемонстрировать возникший раскол.
Много интересного мы с мужем смогли увидеть в Музее русской иконы: ноты для знаменного пения; небольшой колокол, который Алексей Михайлович отправил опальному протопопу со словами, что ничего не бойся, царь с тобой, а протопоп Аввакум ответствовал, что с ним Бог; оригиналы «Пустозерских сборников», написанные в заточении.
После осмотра удалось пообщаться с клирошанином храма Покрова Божьей Матери русской древнеправославной церкви (старообрядческой) Алексеем Максимовым. Непривычно было слышать в адрес себя термин «никонианец»
«Один умный человек сказал: единственное, что связывает сейчас со святыми отцами, это богослужение. Новообрядческому служению 350 лет, а наше богослужение с крещения Руси».
«Старообрядчество – это совесть «никонианской» церкви. Если бы не было старообрядцев, официальная церковь могла бы соединиться с католиками и поступиться рядом принципов».
После выставки мы прогулялись до Рогожской слободы, бывшей центром московского старообрядчества, и даже вкусно покушали в местной трапезной